НЕКОГДА , ЕЩЕ НА ЗАРЕ христианства , Тертуллиан мог с дерзновением сказать язычникам : " Вчерашние мы , а все уже ваше наполнили : города , острова , замки , народное собрание , самые лагери , трибуны , дворец Императора , сенат , форум ... Только храмы оставили мы вам " . Увы , теперь , когда прошло две тысячи лет после торжества христианства , его снова начинают вытеснять с форумов , из сенатов , дворцов и других общественных и государственных учреждений . Семья это единственная общественная ячейка , где заветы Христа сохраняют еще свою силу . Там , где мы видим более широкие общественные соединения , свет Евангелия уже значительно тускнеет . Современные государства все более и более секуляризуются , возвращаясь к своему языческому первообразу , а в международных отношениях считается уже просто наивным и даже смешным руководиться высокими нравственными началами истины , правды и любви . Главным определяющим их принцииом является национальная гордость и соображения государственной выгоды . Последний мотив получил особенно широкое распространение вь настоящее время . Никогда еще золотой кумир не царил так откровенно над миром , как в нынешнее время . Если всегда , по свидетельству Шекспира , " золото было способно сделать чернейшее - белейшим , все гнусное - прекрасным , всякий грех правдивым , все низкое высоким , " и если по слову нашего поэта , ему " порабощаются " одинаково и " свободный гений и окровавленное злодейство , " то теперь оно подлинно беззраздельно владеет умом и сердцем людей . Оно колеблет и низвергает престолы сильных , возводя к власти людей ничтожных , вызывает внешние осложнения и войны и зажигает внутреннюю междоусобную брань , разрешающуюся кровавыми революциями . Нет такой ценности , которая не продавалась бы ныне на мировом рынке , где торгуют всем и прежде всего честью и совестью . Современные политические кризисы и финансовыя катастрофы , порожденныя прежде всего падением человечееких нравов , казалось должны бы служить лучшим предупреждением для человечества , явно устремляющагося в бездну . " Богь использовал - говорит епископ Николай Охридский - современное средство , ударив по современным людям ; . Ударил по банкам , по биржам , по финансам , по валюте Опрокинул столы менял по целому свету , как некогда в Иерусалимском храме . " Однако , человечество не хочет остановиться на своем роковом пути и продолжает справлять пир во время чумы .
СИЛЬНОЕ ЧЕСТОЛЮБИЕ только потому склонно заглушать иногда самолюбие человека , что первая страсть является только расширением и углублением второй ; меньшее здесь приносится в жертву большему .
НУЖНА ПОСТОЯННАЯ внутренняя самособранность , чтобы овладеть своими мыслями , чувствами , движениями . Как только человек в ы х о д и т из себя , и начинает действовать , как говорят , в н е с е б я , он уже теряет власть над самим собою .
КОГДА МЫ ХОДИМ с высоко поднятой головой и не хотим склонить своей гордой выи сами , Господь по любви к нам смиряет нас рукою крепкою и мьшцею высокою .
ЧТОБ УМ КАЗАЛСЯ БЛЕСТЯЩИМ , острие его всегда должно быть отравлено ядом скепсиса или язвительного критицизма . Этого требует испорченный вкус современного общества . Положительные спокойные умы , как бы ни велики были их достоинства , всегда кажутся людям чем то тусклым , пряным и неподвижным . А между тем , только через них творится вся духовносозндательная культура на земле .
ЕСЛИ ВЫ ВИДИТЕ перед собою человека , лицо котораго озарено чистой радостью , не угашайте в нем этого светильника . Радость - эта небесная гостья , - есть праздник жизни , который слишком редко посещает нас на земле . Дайте свободу этим живительным лучам солнца : они очищают , просветляют души людей , теснее соединяют их между собою . Пусть страдалец хоть на мгновение почиет от трудов своих : завтра свет уже померкнет над его головой , и он снова проснется для печали и слез . Монотонно долго тянутся дни скорби , мгновенно , как на крыльях , проносятся минуты наслаждения . " Нет это слишком хорошо , чтобы могло продолжаться долго ", - говорим мы себе в подобные моменты , не доверяя собственному счастью . Последнее покидает нас быстро обыкновенно потому , что мы становимся его недостойными , ибо блаженство есть достояние только чистых и смиренных душ и сердец .
МНОГИЕ ВЫДАЮЩИЕСЯ ПРАВИТЕЛИ обязаны своей славой искусству выбирать себе достойных сотрудников : " . Поставив каждаго на верное место , они могли извлечь из них по выражению Фридриха Великого , двойную пользу " Это обстоятельство не умаляет , однако , их собственного значения в истории . Уметь почувствовать и выделить одаренных людей , указав должное применение для их способностей , - есть особый талант власти . Кроме того , заслуга последней состоит в том , что она умеет объединить деятельность своих помощников одной идеей и направить их к одной цели .
ПСИХОЛОГИЯ МАСС до сих пор таит в себе много загадочного . Почему самые просвещенные и нравственные люда , собираясь вместе , часто утрачивают свое лицо и превращаются в беспорядочную толпу , стоящую гораздо ниже каждаго из них в отдельности ? Каким образом в сумме оказывается духовных ценностей меньше , чем сколько дано их в слагаемых ? Почему народ , подобно океану , остается неподвижным в то время , когда его верхние слои вздымаются бурными общественными волнами , или как бессловесное стадо , покорно идет за своими вождями , часто далеко не лучшими из людей , а только наиболее смелыми и даже наглыми из них ? Почему духовная зараза так легко передается от одного к другому во всяком скоплении людей , как гниль среди скученных плодов , и почему вообще зло внутри человеческого общества бывает активнее добра ? Почему коллективный ум и совесть бывают так неустойчивы и так легко поддаются ослеплению , склоняясь то в одну , то в другую сторону , куда зовут их демагогические призывы ? Все эти вопросы давно стоят неразгаданными пред человечеством , не взирая на все усилия психологов и социологов разрешить их .
" НЕСПРАВЕДЛИВО ПОДАВАТЬ ПРИМЕР наказанием маленких людей , которые подобны деревьям , неотбрасывающим от себя тени " писал Ришелье Людовику XIII, находившемуся под его неограниченным влиянием в течение всего своего царствования . И этот всемогущий министр не боялся сокрушать высокие дубы , отбрасывающие огь себя большие тени . Он не пощадил даже мать Короля Марию Медичи , которая , благодаря ему , умерла в изгнании , в большой бедности .
НЕ МЕРОЮ ДАЕТ БОГ ДУХА . Когда Его дыхание касается нашего сердца , тогда раздвигаются грани нашей природы , открываются какие то тайные родники познания , и пред нашим взором развертываются бесконечные горизонты . Наша мысль и наше сердце сразу как бы обнимают вселенную , и человеческое в нас срастворяется с Божественным . Только в эти минуты мы ощущаем всю полноту и красоту бытия , только тогда мы подлинно живем , а не прозябаем . Но не для всех безопасны такие полеты . Как у воздухоплавателя , поднявшегося в стратосферу , у человека в это время легко может закружиться голава , что так легко может повлечь его к падению . Спасая нас от самих себя , Бог не оставляет смертных надолго на такой высоте . Он отнимает у них вознесшие их крылья , и мы с неба снова опускаемся на землю . Подобно реке , вышедшей из берегов , наша душевная жизнь опять входит в свое обычное русло . Вчерашний бог - человек снова становится червем и , как узник , попрежнему , бьется об стены своей тюрьмы , ища снова света и свободы . Даже святые испытывали иногда такое оскудение и томление духа , дабы они лучше могли оценить посещение благодати .