О себе говорить не буду ...

 

- Алексей Ильич , если можно , расскажите сначала немного о себе .

- С удовольствием рассказываю . Я лучший в мире . К сожалению , не все это понимают , и некоторые считают , что я будто бы не лучший . Но это , с моей точки зрения , люди , у которых недостаточно развит интеллект . Всё , я закончил .

- Расскажите о своих детских воспоминаниях .

- О , нет . Это лучше у женщин спрашивать . Они так любят рассказывать , как они были маленькими . А я знаю только , когда я родился , но еще не знаю , когда умру . Но вся жизнь , как видите , охвачена . Всё .

- Вы родились в 1938 - м году ...

- Говорят , в 38 . Сам не помню , не знаю .

- В школу пошли ...

- Говорят , да , было . Нет - нет , Аня , об этом все . О себе больше ничего .

- А почему решили в семинарию поступать ? В академию ?

- А в школе в комсомол не вступали ?

- Нет . Нет , не вступал .

- А вас не принуждали ?

- Принуждали . Точнее , упрашивали . Больше не буду рассказывать . Хуже нет , когда о себе рассказываешь . Потому что , когда о себе рассказываешь , то кто я ? Действительно , получается , что я - очень хороший . Все , что делал , - все хорошо .

- Но ведь интересно узнать про людей , которых вы встречали .

- Нет , нет , Аня . Этот вопрос всё , закрыт . После смерти , пожалуйста , ко мне на интервью . Вам просто любопытно , и всё . Только о полезном будем говорить .

 

 

- Вы учились в семинарии , потом в академии . Почему вы не стали священником ? Ведь практически все , кто учится здесь , в итоге становятся священниками .

- Во - первых , не все . Почему не стал я священником ? Первое , я , к сожалению , узнал вдруг , как говорил преподобный Сергий : « Желание сана - есть начало и корень властолюбия » .

 

- То есть , вы не хотели этого ?

- Нет , я не об этом говорю . Во - первых , я услышал такие вещи - начало и корень властолюбия . Во - вторых , я в ужас пришел только от осознания того , что нужно принимать исповедь . Уже ко мне подходили : и женщины , и задавали вопросы , и я понял , что это такое , что такое исповедь . Это подвиг , который выше моих сил . Третье - я увидел , что мое направление совсем другое - педагогическое , а не священнослужение .

К тому же , в академии принять сан , я считал и до сих пор так считаю , это - нечто странное . Священник должен быть с паствой . В данном случае в академии паству возглавляет ректор , а все священники только служат . Ничего большего они не делают , и делать не могут в академии . Так же преподают , но только в сане .

Больший вес ? Я этого крайне боюсь . Потому что , если бы действительно это нужно было бы , то , я думаю , Христос был бы обязательно каким - нибудь первосвященником . Каким - нибудь высоким сановником , может быть , даже императором . И тогда бы Его речи производили другое психологическое впечатление . Но нам нужно не психологическое впечатление . Наша задача совсем другая - говорить только о том , что , как мы считаем , является верным , истинным , полезным . А заниматься тем , чтобы производить впечатление на людей , избави Бог .

 

- Алексей Ильич , как объяснить , в общем то , тягу к роскоши во многом и оправдание этого - в Церкви , ведь это не редкость , правда ?

- Это ненормальное явление , и всё . Ведь в Церкви люди не с Луны свалились , а из обычной среды , из народной среды пришли , поэтому удивляться не приходится . Даже осуждать нельзя . К сожалению , часто православие представляется только одной поверхностной стороной - культовой : внешнее богослужение , внешняя , обрядовая сторона . Совсем забывают , что суть православия совсем не в этом .

Суть православия в том , чтобы человек знал , как бороться со своими страстями , которых у нас целый воз и маленькая тележка . Как научиться не раздражаться , не ненавидеть , не завидовать , не тщеславиться , не гордиться . Задача - исцелиться , потому что это болезни . А все прочее - это внешняя сторона , она нужна только как помощь . Но может стать и помехой . В частности , то , о чем вы сказали - это уже помеха .

- Вам не кажется , что сейчас это стремление принимает какие - то , просто уже нездоровые , масштабы ? Эти скандалы с часами , суды с квартирами , заявления ... Причем , с одной стороны , как бы говорится о том , что прихожане должны нести священникам все самое хорошее . С другой стороны , говорится спикерами церковными , что священнику грех думать о пенсии . Когда люди , сытые , в Москве говорят - это одно . Вот как это воспринимается во всей остальной стране ?

- В психологии есть такое явление - апперцепция . Суть его в чем ? Серенькая бумажка на белом фоне кажется черной , а на черном фоне кажется белой . Так вот , на священство мы смотрим на фоне белого , потому что мы знаем христианское учение , оно говорит о святости . Мы смотрим на священников , которые в своей основной массе , подавляющей , серенькие , как и все мы . Но мы рассматриваем их поведение на белом святом фоне христианства . И отсюда их поступки нам кажутся ужасными , ой ... Мы начинаем охать , ахать и возмущаться , хотя точно такие же поступки , которые совершают люди не церковные , мы рассматриваем : « Да , конечно , никуда не годится » , - но на темном фоне они не так смотрятся уже .

Мы подчас очень повышаем меру оценки того , кем они должны быть . А они такие же люди , как и мы . И у них тоже и страсти присутствуют , и влечения , и желания , и цели , и так далее . Но , когда вдруг мы это видим в священнике , то мы , действительно , смущаемся этим особенно , потому что он , кажется , учит о других вещах . Мирские , допустим , не учат , а здесь учат , и поэтому мы возмущаемся . На самом деле мы должны понимать , что все мы заражены этими страстями , и священник тоже . Поэтому , что можно сказать о нем ? Пожалеть можно , что , к сожалению , у него жизнь расходится со словом . Пожалеть . Если хотите , проявить какое - то великодушие даже . Только и всего . Но не удивляться и не изумляться : « ? Как это может он говорит одно с амвона , а сам что делает »

- Раз уж мы психологической стороны тоже коснулись ... Разве в душе этот зазор не возникает , что священник говорит одно , а живет по - другому ?

- Пока еще совесть цела , конечно , не возникает . Но можно ведь совесть и сжечь . Потому что поступки против совести , заглушение совести приводят к сожжению совести , и это распространяется , вообще , на любого человека , независимо от его положения в Церкви .

 

- Что отвечать в таком случае , когда , например , вам говорят : « Вот , эти христиане или эти попы такие - сякие » - и вы понимаете , что поступок , о котором идет речь , недостойный , и вам стыдно за него , и так же больно , как людям неверующим . Вот как отвечать на это , когда обвиняют ? Ведь это не редкость сейчас .

- Я обычно отвечаю таким образом . Я говорю : « Вы читали когда - нибудь басни Ивана Андреевича Крылова ? »-« Ну , да » . - « Помните , что там написано : " Чем кумушек считать , не лучше ли , кума , к себе оборотиться " ? » Мы очень резко осуждаем других и не смотрим на себя . А если бы мы увидели , что у нас в душе творится , и что подчас мы действительно делаем , то , может быть , мы как раз бы язычок и прикусили . От других мы требуем очень много , а к себе мы необыкновенно снисходительны , вот и всё .

- Бывают разные люди . Бывает , и к себе требовательны , и к другим .

- Правильно , разные люди , так и здесь - разные люди . Нужно все - таки иметь какое - то великодушие и понимание , что все мы смертные , грешные и больные люди . Нас сам по себе сан и положение не изменяют . Изменяет не это . Изменяет искренность жизни по - христиански , а уж в какой степени у кого есть это стремление - это вопрос другого порядка . Это тайна души человеческой . Потом , я вам скажу , подчас даже очень хорошие люди вдруг иногда , как говорят , срываются . Вдруг допустит такое , что все ахнут . И он сам потом кается и страдает : « ? Как же я мог это сделать » Бывает . Поэтому проявим некое великодушие . Не оправдываем поступки , нет , ничего не оправдываем . Но проявить великодушие по отношению к оценке самого человека . Не поступка , а человека - это разные же вещи .

- Вы встречали таких людей , про которых можно сказать , что действительно свет христианский в них есть , есть святость ?

- Одного только человека я встречал за все это время . Это человек , благодаря которому я оказался на своем поприще . Игумен Никон ( Воробьев ) ... Я , когда еще был мальчишкой , думал , что все священники такие , только потом уже я увидел , как глубоко я ошибался . А он был действительно святой . Вы , наверное , понимаете , что я не какой - нибудь такой , знаете ли , человек , который мечтательностью занимается . Я скептик , вы учтите .

 

- Я вижу . А вы можете о нем рассказать ?

- Я уже рассказывал много раз . И буду очень краток . Это человек , который прошел через горнило , как писал Достоевский , сомнений , вплоть до потери веры . Он сам - из деревни . В реальном училище он потерял веру , поверив в то , что наука доказала , что нет Бога . Уже в старших классах он увидел , что наука вообще о смысле жизни ничего не говорит и ничего не доказывает в отношении Бога - есть Он или нет . Просто ничего .

Он занялся философией . Будучи в высшей степени талантливым , он в невероятно трудных условиях изучает немецкий и французский языки , чтобы читать этих немецких гегелей и французских бергсонов . Он занимается философией , историей философии . Изучает древнегреческий язык . Читает свободно на древнегреческом языке Новый Завет . Философию изучает . И видит , что , оказывается , в философии , что ни философ , то свое мнение по всем основным вопросам : смысл жизни , бытие Бога и его понимание , смысл человеческой деятельности , и так далее . В общем , он пришел к полному разочарованию .

Он поступает в психоневрологический институт в Питере . Вот я не знаю , год или два он там занимается , и уходит оттуда по той простой причине , что там занимаются не душой , а занимаются тем , что греки называют « психе » . « Психе » - это низшая часть души , общая у человека с животными . Психология , оказывается , не занимается проблемой души , как субстанции , которая смертна или бессмертна .

 

Есть ли вечность или нет вечности ? Есть ли , в конце концов , Бог , или нет ? В чем смысл жизни ? Занимается каким - нибудь восприятиями , ощущениями , апперцепциями и так далее , чем угодно . Как он сказал : « Занимается , в общем то , кожей , а не этим важнейшим вопросом » . Итак , не найдя ответа на эти вопросы ни в науке - она не занимается смыслом жизни ; ни в философии , так как философия говорит очень много , но не знаешь , кому верить , ни в психологии , он пришел в отчаяние , настоящее отчаяние .

Однажды с ним произошел такой случай . Как он рассказывает : « Я дошел до такого состояния , что уже чуть ли не до самоубийства , и воскликнул от всей души : « Господи , если Ты есть , откройся мне . Ты же видишь , что мне ничего не надо , кроме ответа на этот вопрос "» Это было в полночь , где - то в 12 или в первом часу ночи И он ощутил в душе такое переживание Бога , от которого воскликнул : . . « Господи , я готов претерпеть все , что угодно , лишь бы только не потерять Тебя » Говорит : . . . « Я увидел , почувствовал , пережил , что Он есть , и Он есть любовь » При этом вдруг он услышал мощные мерные удары церковного колокола Неподалеку был монастырь . А при чем тут монастырь ? Ночь . Но удары колокола продолжались .

Поскольку он занимался и философией , и психологией , говорит : « Я подумал , не галлюцинация ли это даже ? И это сомнение так и висело , присутствовало со мной , хотя я убедился действительно , что Бог есть . Но потом я вспомнил Лукерью Тургенева ( рассказ " Живые мощи " ) , которая говорила , что она слышала звон , она не сказала " с неба " , а сказала сверху . Затем прочитал у Сергея Николаевича Булгакова в его автобиографических заметках , что у него , оказывается , тоже было подобное состояние . Ведь он же тоже , Булгаков , в семинарии , кстати , убедился , что Бога нет . Когда я прочитал то же самое , я понял , что , оказывается , когда бывают такие вот действительно откровения , то они сопрягаются с такими внешними проявлениями вот этого божественного действия , например , с колокольным звоном » .

Так он пришел к вере , но он о ней ничего не знал . Поступил в Московскую духовную академию . Проучился он недолго , поскольку академию закрыли . Он начал читать , изучать богословскую и святоотеческую литературу . Результат был таков , что в 31 - м году , в период гонений , он принимает монашество . С точки зрения мирской жизни - это сумасшествие . В 33 - м году его арестовывают , отправляют в лагеря . Там он сидел со шпаной , как он говорит . « И ни отчего я больше не чувствовал таких страданий - ни от холода , ни от голода , даже ни от этих издевательств и насмешек , как от этой ругани , которая непрерывно стояла в бараке » . Он принимает монашество , и потом становится священником .

Потом в 37 - м году освобождается , его на свой страх и риск принимает к себе хирург в Вышнем Волочке , отец его товарища . Здесь его неоднократно пытались опять повторно арестовать . Но этот хирург был очень большой фигурой в городе , и он его каждый раз спасал . Когда , уже в 40 - х годах , открыли храмы , он стал служить . В последнее время он служил в городе Гжатск , который переименовали в Гагарин Смоленской области , где он скончался , похоронен , и его там могила у алтаря .

 

- Как вы познакомились ?

- Ну , это уже история отдельная . В общем , с ним я познакомился , и он очень много мне дал .

- А сколько лет вам было ?

- Я скажу другое . Он мне давал читать - с одной стороны , Лествичник , с другой стороны , греческий философ . То Гоголя почитать , Толстого , Достоевского , то отцов « Добротолюбия » . Он был человек широчайшей культуры . Великолепно знал философскую литературу , русскую литературу , зарубежную литературу . Но чем он отличался ? Эрудиция - это совсем другая сторона - это сторона культурная . В нем было другое : то , что можно назвать некоей благодатностью , которая ощущалась в его слове , в его действиях , в его ответах на вопросы .

Это был духовник , который никогда не командовал . И сам предупреждал : « Я могу дать только совет , когда спрашиваешь , но ты смотри сам - как обстоятельства , как лучше поступить . Считаешь так - ну , что ж , поступи . Считаешь иначе - поступи иначе » . Поэтому я всегда на всех лекциях говорю : « Бегите , как от огня , от приказывающих духовников - это признак гордыни » . Кстати , он меня подготовил фактически к поступлению в духовную школу . Он так меня подготовил , что я мог поступить сразу в выпускной класс семинарии , в четвертый . Тут прибегали все смотреть , что за чудо дивное такое пришло .

- Вы были тогда , наверное , подростком ?

- Да , я с ним где - то лет с 15 , с 16 лет , вот так .

- Почему он к вам интерес проявил ? К подростку ?

- Ну , вот так , проявил , хотя были и другие . Они стали священниками . Были и родные племянники . Но так получилось , что наибольшее внимание он обратил на меня . Понимаете , в чем дело , есть немало фактов , которые свидетельствуют о его прозорливости . Целый ряд фактов , причем все любопытные явления . Эти все чудеса так совершались , как будто ничего особенного нет . Как будто это просто само собой . Хотите , смешной случай расскажу ?

 

- Да , конечно .

- Мы познакомились , когда мне было лет шесть или семь , в Козельске . И это было такое мимоходом знакомство . Однажды он приглашен был на чай , а у меня была большая беда , скорбь . У меня кошка окотилась и не кормила котят . Представляете , какая трагедия ? Когда он шел , я к нему со всех ног бросился , стал жаловаться . Вот входим в дом , садимся за стол и вдруг , я не помню уже , кто , говорит : « Смотрите ! » Что смотреть ? А кошка растянулась перед всеми нами , и котята впились и сосут , а она мурлыкает . Кажется , смешной такой случай . Но представьте , только я пожаловался , и всё ! Кошка как будто показала : пожалуйста , вот вам реклама . Это первый случай , потом были еще такие .

- Вам не трудно было с ним ?

- Нет , не трудно мне было , хорошо .

- Он не ругал вас - молитвы не читаешь ? Или вы всегда читали ? Или за какие - то проступки ...

- Это уже такие детали . Это был человек , я бы сказал , великой души и любви . Но любви не такой , потакательской , нет - нет . А такой , которая именно смотрела о пользе человека , но именно любви . Подчас мы требуем пользы и готовы человека загубить своими требованиями , силой загнать в Царство Небесное ... Например , Страстная неделя , а в кино идет « Тарзан » . « Тарзан » - это же невозможно . Я его спросил , мол , можно ? Нет , так и не разрешил мне пойти . На Страстной неделе не разрешил мне « Тарзана » посмотреть .

- Как вы воспринимали ? Не разрешил , и всё . Расстраивались ?

- Расстраивался , конечно . « Тарзана » не разрешить ! Как же это ? Неужели не понимаете ? Беда случилась . Как кошка перестала котят кормить , так и мне « Тарзана » не посмотреть .

- Вы с ним до его смерти общались ?

- Он болел . Последние 2-3 месяца он вообще ничего не ел , только пил . Весь высох , стал как младенец . Был в полном и ясном сознании , не ложился до тех пор , пока его силы совсем не оставили . Говорил , последние слова говорил . Я помню , кое - что успевал записывать на магнитофон . К сожалению , однажды на Пасху к нам забрались в дом и украли все эти бобины с записями . Но кое - что осталось . После его смерти я бросился по адресам , которые были известны , собирать его письма , и вот , удалось сборничек составить .

В день похорон была радость , но не скорбь . Я уже потом только прочитал у Игнатия ( Брянчанинова ) : « Смерть праведника всегда сопряжена с духом мира и радости , который невольно растворяет скорбь его утраты » . Действительно , это до того точно , что просто удивительно . Причем это не я один ощущал , а и его братья , его племянники .

 

- Вы сказали , что вы думали , что все священники такие . Когда вы поняли , что не все ?

- Когда стал соприкасаться с ними .

- Грустно было , обидно было ? Какие были переживания ?

- Не обидно , но немножко я стал понимать , что он говорил . Он говорил , что , к сожалению , почти никто о духовной жизни не имеет даже представления . Само большее , это если нравственный человек , уже и хорошо . А духовная жизнь - это даже не ищите , едва ли найдете . Не найдете .

- А как могут учить духовной жизни люди , которые не имеют об этом даже представления ? Как тогда научиться , как найти ?

- Можно , оказывается , изучить святых отцов и , если эта возможность есть , понять , что это такое . И передавать не личный опыт , а опыт святых отцов . Это , конечно , всегда будет ограниченное представление , неполноценное , но все - таки . Каждый священник , прежде всего , каждый мирянин , насколько это возможно , должен передавать не свое , а учение отцов о духовной жизни . Поэтому , например , когда меня спрашивают поделиться своим духовным опытом , я прихожу просто в экстаз и говорю : « С удовольствием » - и все уже знают , что сейчас начнется - лекция по святым отцам . « Нет - нет , не надо . Ради Бога , не надо ! Ради Бога , только не делитесь своим духовным опытом » . Стыд и срам , если я буду своим делиться . Хотите в болоте все оказаться ? Ну , пожалуйста . Надо же делиться опытом отцов , то есть бесспорных святых , их святость - истина .

 

- К вопросу о святости . Говорят же , что и святые ошибались . Есть какие - то вопросы , по которым прославленные святые высказывали спорные мнения ?

- Ну , давайте разберемся . Например , Феофан Затворник . Вы подумайте , вот « Обыкновенные рассказы странника » , которые печатают и перепечатывают , и говорят : « Смотрите , он сам издал . Третье издание этих необыкновенных рассказов было по инициативе Феофана Затворника » Отвечаю - да , верно . А что через 10 лет он написал ? « В рассказы не смотрите - может вас привести к прелести » . У него шел процесс духовного развития . Святой не сразу становится святым .

Представьте себе , если бы у нас были сочинения благоразумного разбойника , и мы бы сказали : « Вижу во святых разбойника благоразумного » . Что это было бы ? Это чему бы он нас научил ? Как грабить , убивать , развратничать , насилие производить ? Да вы что ! А мы сразу : святой . И сразу все канонизируем , все наследие . Что такое за чепуха ? Что вы , разве так можно ? Надо смотреть ! Поэтому у святых мы найдем кое - где такие противоречия , верно .

И во - вторых , надо сказать , что это достаточно редкое явление , когда вдруг они расходились в чем - то во взглядах . Но опять надо посмотреть , в чем , почему . И все это не так просто , как кажется . А то привыкли , бросаются словами : « У них были противоречия » . Давайте посмотрим , какие противоречия ? Возьмем пример - споры о человеческой природе Иисуса Христа . Как человек , Он кто был ? Какая у Него была природа ? И начинается . Смотрите , вот отцы пишут , что у Него была такая же природа , как у первозданного Адама . Вторые говорят : у Него была природа уже после грехопадения Адама . Видите , противоречие .

На самом деле , ситуация совсем другая . У него была природа , с одной стороны , чистая и безгрешная , как у первозданного Адама , но смертная и тленная , как у падшего Адама . Одни святые писали об одной стороне , другие о другой стороне . И правильно писали . Действительно , смертный и тленный , как у падшего . Действительно безгрешный , как у первозданного . А вот для человека , который не разбирается в этих вещах вообще , и получаются « противоречия » .

- Говорят , вот , костры инквизиции , все это ваше христианство . Сколько людей сожгли , сколько горя .

- Пожалуйста , к Римскому Папе такие вопросы . Мы согласны , да , католицизм - это кровяное внешнее , это кровяная религия , действительно полная насилия , всю историю и до сих пор . На Украине , когда перестройка началась , какие насилия над нашими священниками творились , над храмами ! Избиения какие ! Вплоть до смерти было . А Папа Иоанн Павел II собирает этих униатских епископов , проводит там конференцию и дает им благословение . А потом , когда все захватили , все , что можно было захватить : « Мы прощаем вас , а вы простите нас » . Католицизм в этом отношении очень страдает , потому что там уже давно , тысячу лет тому назад , произошло катастрофическое обмирщение церкви . Она вся оказалась захваченной земными интересами .

- Но у нас тоже были разные вещи . Были и старообрядцы , когда с двух сторон такая была жестокость ...

- Да . Если бы старообрядцы имели такую же политическую власть и государственную поддержку , как тогда православные - с православными то же самое было бы , что и со старообрядцами . И причина - в общем состоянии , в духовном состоянии христианства в XVII веке . Оно оказалось уже в огромной степени деградировавшим от тех святых начал , которыми жили преподобный Сергий и его ученики . Наш расцвет был недолгим - эпоха преподобного Сергия и его учеников . Уже к концу XV века , ко второй половине , началась деградация . Монастыри стали чем богатеть : золотые купола , роскошные одежды .

- Почему так происходит ?

- Почему ? Очень просто . Почему мы объедаемся , когда хороший стол ? Ну , скажите , почему ?

- Хочется все попробовать .

- Ну , конечно , все хочется съесть . Если вкусненько , так побольше . Так и они . Вот так легко мы поддаемся вот этим вещам . По наклонной плоскости вниз легко . Вверх трудно .

- Думаете , может еще быть вверх ?

- Нет , не думаю ...

- Только хуже будет ?

- Что значит , хуже ? Хуже ... Да , сползание идет - это бесспорно . Как , когда , в какой степени - об этом трудно судить .... Вы обратите внимание - возьмите названия конференций , посмотрите в любой Православной Церкви , а уж , тем более , в не православной - в католической церкви , протестантской - просто по названиям пройдитесь , и вы увидите , ни одной нет , которая бы звучала примерно так : « Основные проблемы духовной жизни » . Что такое духовная жизнь ? Как понять , какие средства и что необходимо для борьбы со страстями ? Вы не найдете таких конференций . Мы заняты совсем другой проблематикой . Мы чем угодно заняты - культурой , искусством , наукой , философией , образованием , молодежными движениями , экономикой , эксплуатацией .

 

- Миссионерством .

- Миссионерством , пожалуйста . Особенно умиляет : такой - то миссионер окончил четырехмесячные курсы ! Я чуть в обморок не упал . Четырехмесячного младенца поставить проповедовать православие ! Это что такое ? А если такие миссионеры , то понятно . Вам скажут : « Православие покажите » , - покажут . Скажут : « Это же карикатура ! » -« Как , вы что ? Это и есть православие » . Поэтому ожидать чего - то ...

- А вообще , нужны ли миссионеры ? Если нужны , то откуда их брать ? То , что сегодня называется миссионерством , является ли таковым ?

- Вот , кончают семинарию 60 студентов . Я думаю , что человек десять я бы , может , мог назвать миссионерами . Но чтобы сказать , что все , проучившиеся пять лет , могут быть миссионерами - я этого вовеки веков не скажу . Что нужно , чтобы действительно воспитывать миссионеров ? Они должны окончить семинарию , и из наиболее талантливых , которые могут и говорить , и знать , и объяснить , можно было бы составлять контингент миссионеров , которому дать уже некие специальные знания . Я считаю так . Но со мной не согласны , могу вас утешить .

- Миссия может быть массовой ?

- Вы же знаете , как только человек уверовал в Бога , он готов идти и проповедовать всюду . Ничего не знает , а уже начинает учить . Господи , вы знаете , сколько я писем получаю ? Сколько ко мне обращаются эти миссионеры ? Я за голову хватаюсь . Иногда у меня , знаете , Аня , начинают подниматься волосы дыбом там , где их нет уже давно , от этого миссионерства .

У Мельникова - Печерского замечательный есть рассказ , как батюшка проповедовал на Троицу . Проповедовал , проповедовал , а тут стоит рядом Фома , мужик . « Фома , понял ты ? » -« Понял ». - « Отвечай , что такое Троица ? »-« Христос , Богородица и Микола » . - « Ах ты , такой - сякой Фома ! » Опять начинает . « Понял , Фома ? » -« Понял ». - « Отвечай ! »-« Богородица , Микола и Христос » . Вот вам и миссионер . А ведь это дело очень серьезное .

- Алексей Ильич , как вы думаете , можно человека обратить в веру сегодня , например ? Во - первых , сегодня у людей , вообще , доверие к слову очень снижено .

- Можно обратить только того , кто ищет , кто интересуется . Вы знаете , еще древние пифагорейцы говорили : « Ученик - это не сосуд , который надо наполнить , а факел , который надо зажечь » . Вот , в чем дело . Если этот факел не горит , не зажигается , бессмысленно наполнять . Это будет лежать мертвым грузом . Если в желудок напихать больше , чем нужно , то начинаются негативные процессы . Так же и в голове , которая не интересуется , а в неё знания напихивают . В первых рядах революционеров часто можно было видеть семинаристов .

 

- А как разговаривать с человеком , который , допустим , ищет ? И он уже и то поизучал , вроде , и этим поинтересовался , и говорит : « Все религии - это одно . Каждый говорит , что его религия правильная » . Как разговаривать ?

- Христианство имеет объективные аргументы , которые свидетельствуют о его неземном происхождении . Все истины христианства вы не сможете вывести ни из иудейства , ни , тем более , из окружающих языческих религий и философий , которые мы видим там . Это поразительная картина .

Но об этом я предпочитаю говорить с людьми , у которых действительно хоть немножко есть искание души , не вскипение ума , игра ума , с теми , кто действительно ищет пути , как заблудившийся в лесу человек . Ему надо выходить , искать дорогу . А когда так , ради развлечения , знаете , как любят поспорить о том , о другом , тогда бесполезно . Пусть мертвые погребают своих мертвецов . Религия говорит о важнейшем вопросе - о смысле человеческой жизни и вечности , но только с верой . Когда человек тонет , он не будет рассуждать : « Да что это вы мне подсовываете это сучковатое бревно ! » - Человек будет хвататься , за соломинку хвататься будет .

- Нужно ли миссионерство сегодня как явление , как оно должно выглядеть ?

- Я думаю , насчет миссионерства это громко сказано - « надо » . Мне кажется не миссионерство нужно больше , а катехизация . ...

- А как вы относитесь к огласительным беседам ?

- В принципе , я считаю , это полезное явление , нормальное явление . Только , конечно , как некий намек . За одну , две , три лекции что там скажешь ? Возьмите IV век , Кирилл Иерусалимский . Он вел оглашение по нескольку лет ! И только после этого человек допускался к крещению . Но сегодня - две - три беседы . А ведь требуется не просто провести беседу , требуется что ? Экзамен , своего рода . А что ты усвоил ? А зачем крестить ? Что такое крещение ? Зачем оно нужно ? С какой целью ? Чтобы вступать в партию под названием церковь ? Вот что нужно ! Главная задача - крещение можно принимать только тогда , когда я убедился в вере , что христианство - это истина , что православие - это действительно истинный путь в жизни . Вот тогда - да ! И третье условие - если я действительно хочу изменить свою жизнь . А если креститься просто так , ради формы , не меняя своей жизни , тогда лучше и не подходить к этому .

- Прямо так со среднестатистическим россиянином ? Обидятся и скажут : « Ну , вот , как это ... » .

- Да , потому что важно форму соблюсти , обряд . Чем характеризуется язычество ? Исполнением определенных внешних форм действий . Оно не касается души человека , оно ее не трогает . Мне главное сделать внешне все правильно . А православие , в отличие от этого , говорит : « Совсем форма не важна . Какие пустынники , что они имели , какие - то храмы , иконы ? »

 

- У нас - то получается , что во многих храмах говорят : « Главное , что перед причастием исповедовался ? » -« Исповедовался »-« Ты постился три дня ? Канон вычитал » - все , можешь причащаться .

- Понимаете в чем дело , а что еще спросишь у человека ? Хотя бы говорят это . А главное , конечно , не в этом . А в том , что все - таки - ты хочешь вести другую жизнь ? Исповедь когда действительна ? Когда человек все - таки хочет вести другую жизнь , обещает : каюсь я , но я каюсь так , я вот такой , и мне хочется вести , по крайней мере , я мечтаю хотя бы вести другую жизнь , а не просто дать отчет о проделанных грехах .

- Алексей Ильич , а как вы относитесь к тому , что обязательна исповедь перед каждым причастием у нас ?

- Ну , что делать ? Это , я вам скажу , проблема очень сложная , христианство легко преобразовывается в язычество , то есть сохраняется внешняя православная форма , а содержание выветривается , очень легко выветривается . Человек ходит на службу . И присутствует там . Ведь что говорят : молитва без внимания - это пустое занятие , более того , даже оскорбительное для Бога . Потому что вы не посмеете без внимания подойти даже к начальнику и разговаривать с ним . А здесь вы перед Богом такое делаете ! Сейчас канонизировали Серафима ( Романцова ) , старца Глинской пустыни . Он однажды одному сказавшему ему : « Я все - таки имею непрестанную молитву » , - ответил : « Нет у тебя никакой молитвы , ты просто привык к словам молитвы , как другие привыкают к ругани » .

- Как молиться тогда , если и так плохо , и эдак плохо ? Одно механическое повторение , рассеяние ...

- Молитва должна быть со вниманием . Я понимаю , что мы не можем , мы рассеиваемся . Рассеялся , читая молитву , опять себя ловишь , опять заставляешь . Надо приучать себя ко вниманию .

- Какая главная трудность сегодня у человека на пути к храму , к вере , к Богу ? Как вам кажется ?

- Трудно сейчас бывает человеку выйти из той атмосферы жизни , в которую нас погружают . Самое трудное - это суета , которая отнимает все время , забивает нам голову . Мы не успеваем ничего подумать : даже о своей душе и о Боге . Вот эта суета , вот это отвлечение внимания от насущного вопроса : « ? Зачем я живу » Человеку не успевает как - то осмыслить самого себя . Это развлечение , это развлекаловка , которая сейчас всюду , это средства массовой информации , которые нас погружают совершенно в другой , буквально антихристианский мир . Все это очень мешает человеку прийти к Богу . Ничего не читаем , Нового Завета даже не читаем . Отсутствие интереса , какая - то апатия , какая - то теплохладность , о которой в Апокалипсисе сказано : « Поскольку ты не холоден и не горяч , изблюю тебя из уст Моих » . Убийственное равнодушие : « Да неважно , мне плевать на все эти религии , на все , я живу , как живу » - вот это беда самая главная , мне так кажется .

 

- Понятно , что все мы грешные , что мы все больные , что спасаемся мы только по милости Божьей . И никаких заслуг у нас нет , и если не Христос , то всем в ад идти . Но если Христос скажет : « Нет , дорогой , иди - ка ты в ад » , - как - то не возникает вообще желания что - то делать , в ад - так в ад , нет сил уже ...

- Это перекос , который , к сожалению , вошел в нашу учебную и богословскую литературу . Я с удивлением смотрю на это . Поскольку приходится выступать мне в университетах часто , на общественных площадках , в домах культуры , и нередко задают об этом вопрос - о вечных мучениях , - я занялся немножко и сделал буквально открытие : нашел целый ряд святых отцов , которые говорят , что муки , конечно , будут , помучают нас нашими страстями , но не бесконечно .

В частности , вот Слово Иоанна Златоуста , вы только послушайте : « Ад ! Где твоя победа ? Смерть ! Где твое жало ? Христос воскрес , и ад повергнут » . Ад разрушен ! « Ад опустошил » - пишут святые , причем какие святые , если бы вы только подумали ! Назову первого - это Афанасий Великий , которого всегда именовали столпом православия , пишет : « Все были отпущены из ада » . Все ! Апостол Петр , а не кто - нибудь , пишет , что Христос вывел из ада тех , которые « противились во дни Ноя , мертвые духом » . Апостол Павел что пишет ? « Христос - Спаситель всех человек , а наипаче ( то есть особенно ) верных » . А в Великую Субботу звучит : « Ад царствует , но не вечнует над родом человеческим » . Никакого отчаяния , безразличия не должно быть ! Ясно , что мучения не будут бесконечными . Задача в другом : не хотелось бы помучиться !

- А не получается , что тогда мы вообще просто эгоистически к этому вопросу подходим ? Я хочу избежать страданий и поэтому я буду тут хорошо себя вести .

- Какой же это эгоизм ? ! На улице мороз , и я одеваюсь тепло . Ах , какой эгоизм ! Я захотел есть - надо есть . Ух , ну , эгоист , ест ! Это же вздор ! Какой же это эгоизм ? Я тону , я хочу выбраться на берег . Если это эгоизм , оказывается , то это замечательная логика . Не знаю , откуда только она снизошла . Наверное , из преисподней .

Естественно , человек хочет освободиться от страданий . Пройти домой , только бы не попались разбойники какие - нибудь . Хотелось бы ? Хотелось бы . « Иди вот таким путем . Вот так иди , и проскочишь » . Вот и все .

- Почему тогда у нас такая минорность на эту тему довлеет и в проповедях , и везде ?

- Ну что делать ? Вот видите , причем поразительные факты , я написал об этих отцах , привожу отцов . В ответ : « Осипов учит богохульству » . Простите , я что , выше Афанасия Великого ? Какой Осипов ? Афанасий Великий учит . Я выше родного брата Василия Великого , Григория Нисского ? Это он учит . Я выше Ефрема Сирина , Исаака Сирина ? Это они учат , а тут Осипов . Понимаете , как ? Это , мне кажется , лукавство - боятся против святых сказать . Говорят : « Осипов учит о том , что мучения будут не вечными » . Я говорю : « Ох , какая жалость , действительно ...»

- Кому - то хотелось помучиться ?

- Да . Забыли , наверное , что не они , грешные , будут мучиться , а мы с вами , грешные , будем мучиться . И страдают , что , оказывается , мы не вечно будем мучиться . Ах , бедные , как я вам сочувствую .

 

- За 20 лет изменилось что - то в общем настроении , в церковном обществе , в обществе вокруг Церкви ?

- Да , изменилось . Изменение это произошло за счет , мне кажется , одного основного фактора - развращающего влияния Европы . Никаких уже идеологических границ , и к нам пришли , ринулись , к нам с огромной силой внедряются идеи , дух , образ жизни , образ поведения , образ мысли , который уже давным - давно проникнут только одной заботой : « ? Как устроиться здесь » . То есть , родиться только для того , чтобы умереть . И это страшное дело - эта умерщвленность . И она очень сильно сейчас давит на сознание наших людей . Это одна сторона .

Вторая , как я сказал , - это равнодушие , когда сводят все религии к тому , что это одно и то же . В результате все вероучительные истины , которые чрезвычайно важны , нивелируются , исчезают . Христианство в результате теряет свою значимость . Это очень опасно , я вам скажу .

- А как вы относитесь к разным активистам , которые разрушают , поджигают , например , разгромили Музей Набокова ? То есть к тем , кто считает , что нужно нести православие и просвещение силой , противостоять злу именно физически ?

- Я , вы знаете , очень боюсь таких методов и таких способов . Мне кажется , что здесь что - то не то . Если бы было это действительно правильно и возможно , я думаю , Христос или апостолы обязательно хотя бы что - нибудь сказали . И вы учтите , они же все - таки жили в эпоху рабовладельческого строя . И вдруг мы не находим нигде ни малейших намеков и указаний ниспровергнуть этот строй . И даже осуждения его нет . А почему ? В чем дело ? Что , христианство , значит , « за » ? Нет . Христианство указывает совершенно другой путь борьбы . Если мир борется кулаками и оружием , то христианство говорит : « Ничего это не даст , сейчас вы - кулаками , через час - вас кулаками » .

Христианство говорит : « Необходимо человека менять » . Каким путем ? Проповедью о том , что такое правильная человеческая жизнь . Эта правильная человеческая жизнь - христианство . И только тот человек , который усвоит себе это , изменит характер своего поведения в этом внешнем мире . А путь насилия , с христианской точки зрения , - это путь ложный . С другой стороны , христианство « против » доктрины Толстого непротивления злу , когда вопрос касается , например , военных действий , когда противники друг друга не знают и борются с той машиной зла , которая идет на мой народ , а я поставлен промыслом Божиим защищать его . И здесь , если я не буду убивать , не буду подрывать эти танки , не буду сбивать эти самолеты , я буду предателем и совершать тяжкий , тяжкий , тяжкий грех . Вот , оказывается , какая разница .

 

Беседовала Анна Гальперина.