ЗНАЧЕНИЕ СЕМЬИ. 

( Проф. И.А. Ильин, " Путь духовного обновления", гл. 5. )

 

Семья есть первый , естественный и в то же время священный союз , в который человек вступает в силу необходимости . Он призван строить этот союз на любви , на вере и на свободе , научиться в нем первым совестным движениям сердца и подняться от него к дальнейшим формам человеческого духовного единения - родине и государству .

Семья начинается с брака и в нем завязывается . Но человек начинает свою жизнь в такой семье , которую он сам не создавал : это семья , учрежденная его отцом и матерью , в которую он входит одним рождением , задолго до того , как ему удается осознать самого себя и окружающий его мир . Он получает эту семью как некий дар судьбы . Брак по самому существу своему возникает из выбора и решения , а ребенку не приходится выбирать и решать : отец и мать как бы образуют ту предустановленную для него судьбу , которая выпадает ему на его жизненную долю , и эту судьбу он не может ни отклонить , ни изменить - ему остается только принять ее и нести всю жизнь . То , что выйдет из человека в его дальнейшей жизни , определяется в его детстве и притом самим этим детством ; существуют , конечно , врожденные склонности и дары , но судьба этих склонностей и талантов - разовьются ли они в дальнейшем или погибнут , и если расцветут , то как именно , - определяется в раннем детстве .

Вот почему семья является первичным лоном человеческой культуры . Мы все слагаемся в этом лоне , со всеми нашими возможностями , чувствами и хотениями ; и каждый из нас остается в течение всей своей жизни духовным представителем своей отечески материнской семьи или как бы живым символом ее семейственного духа . Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы личной души ; здесь ребенок научается любить (  Кого и как ? ) , верить ( во что ? ) И жертвовать ( чему и чем ? ) (1); здесь слагаются первые основы его характера ; здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и несчастья ; здесь ребенок становится маленьким человеком , из которого впоследствии развивается великая личность или , может быть , низкий проходимец . Не прав ли Макс Мюллер , когда он пишет : " Я думаю , что там , где речь идет о воспитании детей , к жизни надо подходить , как к чему - то в высшей степени серьезному , ответственному и высокому " ; и не прав ли немецкий богослов Толук , утверждая : " Мир управляется из детской " ... Мир не только строится в детской , но и разрушается из нее ; здесь прокладываются не только пути спасения , но и пути погибели . И если мы подумаем , что " следующее поколение " все время вновь нарождается и воспитывается и что все его будущие подвиги и преступления , его духовная сила и его возможное духовное крушение - уже теперь , все время , слагаются и созревают вокруг нас и при нашем содействии или бездействии , то мы сможем отдать себе отчет в том , какая ответственность лежит на нас ...

Все это означает , что семья есть как бы живая " лаборатория " человеческих судеб - личных и народных , и притом каждого народа в отдельности и всех народов сообща , с тем отличием , однако , что в лаборатории обычно знают , что делают , и действуют целесообразно , а в семье обычно не знают , что делают , и действуют , как придется . Ибо семейная " лаборатория " возникает от природы , на иррациональных путях инстинкта , традиции и нужды ; здесь люди не задаются никакой определенной творческой целью , а просто живут , удовлетворяют свои собственные потребности , изживают свои склонности и страсти и то удачно , то беспомощно несут последствия всего этого . Природа устроила так , что одно из самых ответственных и священных призваний человека - быть отцом и матерью - делается для человека доступным просто при минимальном телесном здоровье и половой зрелости , так что человеку достаточно этих двух условий для того , чтобы не задумываясь наложить на себя это призвание ... " А чтоб иметь детей - кому ума недоставало ? ! " ( Грибоедов ) . Вследствие этого утонченнейшее , благороднейшее и ответственнейшее искусство на земле - искусство воспитания детей - почти всегда недооценивается и продешевляется ; к нему и доселе подходят так , как если бы оно было доступно всякому , кто способен физически рождать детей , как если бы существенным было именно зачатие и рождение , а остальное - именно воспитание - было бы совсем несущественно или могло бы делаться как - то так , " само собой " . На самом же деле тут все обстоит совсем иначе . Окружающий нас мир людей таит в себе многое множество личных неудач , болезненных явлений и трагических судеб , о которых знают только духовники , врачи и прозорливые художники ; и все эти явления сводятся в последнем счете к тому , что родители этих людей сумели их только родить и дать им жизнь , но открыть им путь к любви , к внутренней свободе , вере и совести , т . е . ко всему тому , что составляет источник духовного характера и истинного счастья , не сумели ; родители по плоти сумели дать своим детям , кроме плотского существования , только одни душевные раны (2) , иногда даже сами не замечая того , как они возникали у детей и въедались в душу , но не сумели дать им духовного опыта (3) , этого целительного источника для всех страданий души ...

Бывают эпохи , когда эта небрежность , эта беспомощность , эта безответственность родителей начинают возрастать от поколения к поколению . Это как раз в те эпохи , когда духовное начало начинает колебаться в душах , слабеть и как бы исчезать ; это эпохи распространяющегося и крепнущего безбожия и приверженности к материальному , эпохи бессовестности , бесчестия , карьеризма и цинизма . В такие эпохи священное естество семьи не находит себе больше признания и почета в человеческих сердцах ; им не дорожат , его не берегут , его не строят . Тогда в отношениях между родителями и детьми возникает некая " пропасть " , которая , по - видимому , увеличивается от поколения к поколению . Отец и мать перестают " понимать " своих детей , а дети начинают жаловаться на " абсолютную отчужденность " , водворившуюся в семью ; и , не понимая , откуда это берется , и забывая свои собственные детские жалобы , выросшие дети завязывают новые семейные ячейки , в которых непонимание и отчуждение обнаруживаются с новою и большею силою . Непрозорливый наблюдатель мог бы прямо подумать , что " время " настолько " ускорило " свой бег , что между родителями и детьми установилась все возрастающая душевно - духовная " дистанция " , которую нельзя ни заполнить , ни преодолеть ; тут , думают они , нельзя ничего поделать : история спешит , эволюция с повышенной быстротой создает все новые уклады , вкусы и воззрения , старое стремительно старится , и каждое следующее десятилетие несет людям новое и неслыханное ... Где же тут " угнаться за молодежью " ? ! И все это говорится так , как если бы духовные основы жизни тоже подлежали веянию моды и технических изобретений ...

В действительности это явление объясняется совсем иначе , а именно - заболеванием и оскудением человеческой духовности и в особенности духовной традиции . Семья распадается совсем не от ускорения исторического темпа , но вследствие переживаемого человеком духовного кризиса . Этот кризис подрывает семью и ее духовное единение , он лишает ее главного , того единственного , что может сплотить ее , спаять и превратить в некое прочное и достойное единство , а именно - чувства взаимной духовной сопринадлежности . Половая потребность , инстинктивные влечения создают не брак , а всего только биологическое сочетание ( спаривание ) ; из такого сочетания возникает не семья , а элементарное рядом - жительство рождающих и рожденных ( родителей и детей ) . Но " похоть плоти " есть нечто неустойчивое и самовольное ; она тянет к безответственным изменам , к капризным новшествам и приключениям ; у нее , так сказать , " короткое дыхание " , едва достаточное для простого деторождения и совершенно не соответствующего задаче воспитания .

В действительности человеческая семья , в отличие от " семьи " у животных , есть целый остров духовной жизни . И если она этому не соответствует , то она обречена на разложение и распад . История показала и подтвердила это с достаточной наглядностью : великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно - религиозных кризисов , которые выражаются прежде всего в разложении семьи . Понятно , почему это так было и бывает . Семья есть первоначальная , исходная ячейка духовности - ( ! Или , увы , не научается ) как в том смысле , что именно в семье человек впервые научается быть личным духом , так и в том смысле , что духовные силы и умения ( или , увы , слабости и неумения ) , полученные от семьи , человек переносит затем на общественную и государственную жизнь . Вот почему духовный кризис поражает прежде всего исходную ячейку духовности ; если духовность колеблется и слабеет , то она слабеет прежде всего в семейной традиции и в семейной жизни . Но , раз поколебавшись в семье , она начинает слабеть и вырождаться - и во всех человеческих отношениях и организациях : больная клетка создает больные организмы .

Только дух имеет достаточно глубокое и длительное дыхание для того , чтобы творчески создавать и поддерживать естество семьи , чтобы успешно разрешать не только " проблему половой любви " , но и проблему создания нового , лучшего и более свободного поколения . Поэтому формула брака звучит не так : « я жажду » или « я желаю » , или « мне хочется » , а скорее так : « в любви и через любовь я создаю новую , лучшую и более свободную человеческую жизнь » ... Она звучит не так : " желаю наслаждаться моим счастьем " - ибо это была бы формула , уводящая брак на уровень простого спаривания , а скорее так : " я хочу создать свой собственный духовный очаг и в этом найти свое счастье " ...

Всякая настоящая семья возникает из любви и дает человеку счастье . Там , где заключается брак без любви , семья возникает лишь по внешней видимости ; там , где брак не дает человеку счастья , он не выполняет своего первого назначения . Научить детей любви родители могут лишь тогда , если они сами в браке умели любить . Дать детям счастье родители могут лишь постольку , поскольку они сами нашли счастье в браке . Семья , внутренне спаянная любовью и счастьем , есть школа душевного здоровья , уравновешенного характера , творческой предприимчивости . В просторе народной жизни она подобна прекрасно распустившемуся цветку . Семья , лишенная этой здоровой центростремительности , растрачивающая свои силы на судороги взаимного отвращения , ненависти , подозрения и " семейных сцен " , есть настоящий рассадник больных характеров , психопатических тяготений , неврастенической вялости и жизненного " неудачничества " . Она подобна тем больным растениям , которым ни один хороший садовник не даст места в своем саду .

Если ребенок не научится любви в семье своих родителей , то где же он научится ей ? Если он с детства не привыкнет искать счастья именно во взаимной любви , то в каких же злых и дурных влечениях он будет искать счастья в зрелом возрасте ? Дети все перенимают и всему подражают , незаметно , но глубоко вчувствуясь в жизнь своих родителей , тонко подмечая , угадывая , иногда бессознательно следя за " старшими " наподобие " неутомимых следопытов " . И тот , кому приходилось слышать и регистрировать детские высказывания , точки зрения и игры в несчастных и разлагающихся семьях , где жизнь есть сплошное мучительство , лицемерие и надрыв , тот знает , какое больное и гибельное наследство получает от родителей такая несчастная детвора .

Чтобы развиваться верно и творчески , ребенок должен иметь в своей семье очаг любви и счастья . Только тогда он сможет развернуть свои нежнейшие и духовнейшие способности ; только тогда его собственная инстинктивная жизнь не будет вызывать в нем ни ложного стыда , ни болезненного отвращения ; только тогда он сможет прильнуть с любовью и гордостью к традиции своей семьи и своего рода с тем , чтобы принять ее и продолжить ее своею жизнью . Вот почему любовная и счастливая семья есть живая школа - сразу - и творческого равновесия души , и здорового органического консерватизма . Там , где царит здоровая семья , там творчество будет всегда достаточно консервативным для того , чтобы не выродиться в беспочвенную революционность , а консерватизм будет всегда достаточно творческим для того , чтобы не выродиться в реакционное мракобесие .

В любовной и счастливой семье воспитывается человек с неповрежденным душевным организмом , который сам способен органически любить , органически строить и органически воспитывать . Детство есть счастливейшее время жизни : время органической непосредственности ; время уже начавшегося и еще предвкушаемого " большого " счастья ; время , когда все прозаические " проблемы " безмолвствуют , а все поэтические проблемы зовут и обещают ; время повышенной доверчивости и обостренной впечатлительности ; время душевной незасоренности и искренности ; время ласковой улыбки и бескорыстного доброжелательства . Чем любовнее и счастливее была родительская семья , тем больше этих свойств и способностей сохранится в человеке , тем больше такой детскости он внесет в свою взрослую жизнь , а это значит - тем неповрежденнее останется его душевный организм ; тем естественнее , богаче и творчески продуктивнее расцветет его личность в лоне его родного народа .

И вот главным условием такой семейной жизни является способность родителей ко взаимной духовной любви . Ибо счастье дается только любовью долгого и глубокого дыхания , а такая любовь возможна только в духе и через дух .