Православие , инославие и экуменизм

 

Люди старшего поколения хорошо помнят , что было у нас на Руси - матушке в свое время ; хорошо помнят , как много у нас было различных духовных учебных заведений . И высших , как академии , и средних , как семинарии , и низших , как духовные училища . Теперь условия совсем не те . И как вы сами , конечно , знаете , у нас , в Зарубежной Церкви , фактически настоящее полноценное духовное заведение - это только наша семинария , которая уже не первый и не второй год работает при Свято - Троицком монастыре в Джорданвилле . В посильную помощь этому духовному заведению открываются духовные пастырские курсы , за что Богу благодарение , потому что в наше время нужно ценить , всячески поддерживать и оберегать те организации и учреждения , где является возможным предлагать людям церковное научение .

 

Конечно , по сравнению с прошлым временем , у нас есть один плюс . Вы знаете хорошо , друзья , как раньше говаривали у нас на Руси - матушке , что самые отчаянные кощунники и атеисты выходили из семинаристов . Может быть , в такой формулировке это звучало слишком обостренно и преувеличенно , но дыма без огня нет , потому что , действительно , раньше бывало так сплошь и рядом . В семинарию попадали люди , совсем не подходящие для нее , и выходили в конце концов , чтобы оказаться врагами веры .

 

Я позволю себе припомнить сейчас то , что не предполагал сказать сначала , а сейчас вспомнил - рассказ писателя А.В. Амфитеатрова о том , как в свое время в Московском университете преподавал богословие знаменитый ученый , профессор , протоиерей Николай Сергиевский . Однажды на экзамене по богословию отвечал молодой человек из очень интеллигентной аристократической семьи . Ответ был исключительно блестящим . Настолько были велики знания отвечавшего юноши , что ответ моментами выливался почти в диспут между профессором и студентом . Окончился этот почти часовой экзамен . Протоиерей Николай Сергиевский , ставя ему « пятерку » , сказал : « Вы , вероятно , по убеждениям совершеннейший атеист ? » Тот покраснел : « ? Откуда Вы могли знать » « По характеру Ваших знаний и ответов . Вы учите это для того , чтобы с нами же спорить » . И потом , когда через год его младший брат , очень скромный и богобоязненный юноша , отвечал также очень хорошо , но далеко не так блестяще , как его старший брат , то профессор , также ставя ему « пятерку » , спросил : « Вы не брат такого - то ? Ваш ответ блестящий , благодарю Вас . Ответ Вашего брата был еще лучше , но полный балл Вам я ставлю с гораздо большим удовольствием » .

 

Это было тогда . Сейчас возможность того , что из духовного учебного заведения может выйти противник веры , гораздо меньше , потому что теперь в семинарию и даже на пастырские курсы пойдет человек , действительно ищущий и назидания духовного , и духовного просвещения . И дал бы Бог , чтобы наше скромное начинание пошло и было бы поддержкой единственной нашей духовной семинарии .

 

Как - то в Харбине пришлось мне читать книгу одного теософа , который , защищая свои теософские доктрины , говорил : « Нет религии выше истины . Это наш основной догмат , теософский . Потому все религии ценны , что все они ищут истину » . Как будто бы даже довольно привлекательное утверждение , которое , однако , внутренне фальшиво . Почему ? Да потому что если все религии ищут истину , а говорят о ней по - разному , то разве можно считать их равноценными ? Это все равно что на стенке будут висеть рядом двенадцать одинаковых часов и показывать разное время , а мы станем утверждать : так как все они сделаны для того , чтобы показывать время , то все их показания равноценны . На самом деле одни показывают правильно , остальные неправильно , а может , и все неправильно . Во всяком случае , истина одна , и , показывая разное , они все говорить правду не могут .

 

Так же можно сказать и о религии . Конечно , религия - высшая точка духа человека , поэтому верующий христианин никогда не станет смеяться над чужой религией , как бы примитивна она ни была . Но это одно . С другой стороны , если это теософское утверждение так фальшиво , то внешне , повторяю , оно кажется достаточно привлекательным . И вот автор этой книги , теософ , говорит : « Нам удалось объединить представителей почти всех религий , в частности , почти всех христианских вероисповеданий , за исключением одного упрямого - Православия . Оно никак не хочет становиться на эту точку зрения . Оно говорит , что истины не ищет , а ею обладает в полноте , ему нечего искать . И поэтому оно эту истину может предложить всякому желающему , всякому , кто ее ищет , болеет о ней душой . А искать Православию нечего , оно есть религия , которая содержит истину богооткровенную . И так как истина одна , то , следственно , ни с какой другой религией Православие объединяться не желает » .

 

Совершенно верно . В Православии то и ценно , что оно исповедует свою веру , ту богооткровенную истину , которую не люди изобрели в своих домыслах о Боге и о вере , а которую принес с неба на землю Господь Иисус Христос , воплотившийся Сын Божий , Божий разум , Божия сила , Божия премудрость . Потому - то этим и определяется вечность , стойкость и постоянство верной себе нашей православной религии , нашей православной веры , этого настоящего подлинного христианства . Господь Иисус Христос Своим апостолам говорил : « Все , что Я слышал от Отца Моего , все сказал » . Вот почему апостол Петр в свое время и указывал : « Все потребное для жизни и благочестия дано нам от Господа » . Этим словам Спасителя не противоречат другие Его слова , сказанные на той же тайной вечере , когда Он говорил : « Много еще имею вам сказать , но вы не можете носить ныне » . Речь идет не о том , что им была сказана неполная истина , а только о том , что ее они не могли полностью вместить . « А когда придет Дух - Утешитель , Тот напомнит вам , о чем вам сказал , и озарит ваш ум так , что он поймет истину , воспримет во всей полноте » . Церковь всегда и учит , что полнота истины , полнота видения принадлежит именно всей Церкви Вселенской , а не какому бы то ни было одному человеку . Так вот , следственно , содержание нашей веры дано уже . Оно сформулировано на Вселенских Соборах , сжато заключено в исчерпывающем Символе веры . Дальше Церковь говорит , что раскрывается оно в своей глубине в истории Церкви , в творениях святоотеческих , усваивается как спасительная истина каждой человеческой душою в подвиге жизни , в изучении , в благоговейном восприятии того , что Церковь предлагает как истину богооткровенную . Но иного , совсем нового , прибавить уже нельзя ничего .

 

На этом твердо стоит наша Православная Церковь . Основы такого понимания в свое время предостерегающе указал апостол Павел , который писал галатийским христианам : « Если не только мы , а ангел с неба будет вам благовестить не то , что вы приняли ( значит , что - то совсем новое ) , анафема да будет » . Поэтому если раскрывается перед вами истина по - новому , то для того , чтобы принять это разъяснение , христианин должен , прежде всего , заботиться о полном соответствии с той истиной , которая уже имеется в нашей Православной Церкви . Это не должно быть каким - то новшеством , а только выводом из того , что Церковь предлагает , раскрытием того , что уже дано . И вот в этом - то , повторяю , постоянство , верность , сила и стойкость нашего Православия .

 

Был когда - то у нас на Руси оригинальный мыслитель , философ , Василий Васильевич Розанов , большой оригинал . Человек , который мыслил иногда не только не совсем церковно , но и совсем нецерковно , по крайней мере , высказывался . Высказывал парадоксы , иногда просто атаковал христианство , говоря , что христианство отнимает у жизни ее свет , отнимает у жизни ее радостные стороны и делает ее чем - то мрачным , совершенно безотрадным для души . Но если говорят о русском человеке , что у него ум и сердце не в ладу , то это как раз было у такого оригинала , Розанова . Ум его явно восставал против христианства часто , а перо шло за умом и писало много такого , чего христианину не следовало бы писать . А вот его сердце тянулось к Церкви , тянулось к Православию . Он сам говорил , что если будет умирать , то желает пригласить перед смертью батюшку и перед кончиной исповедоваться ему за всю свою грешную жизнь .

 

Так вот , этот оригинальный мыслитель говорил : « Почему , когда я вхожу в церковь , моя мятущаяся душа чувствует спокойствие ? Почему , когда войду я в маленькую самую , сельскую какую - нибудь церковь , там дьячок - псаломщик на клиросе что - то читает и поет , может быть сам не всегда понимая слова , которые он выпевает и вычитывает , старушки стоят и благоговейно молятся , а они - то уж вряд ли и половину понимают из того , что поется , но почему такой мир и покой на душе ? Потому что мы вошли в атмосферу вечности , потому что тут сила нашей веры , нашего Православия , значения нашей Православной Церкви .

 

Вот этот смиренный служитель Церкви - псаломщик , божий служитель - на своем месте что - то там читает и поет , и я знаю , что до этого в течение сотен лет это же самое читалось и пелось . Церковь это пела и читала , Церковь это предлагала чадам своим . Нас не будет , за нами в Церковь будут ходить другие , и они то же самое услышат , ощутят ту же благодатную атмосферу . Что с того , что эти старушки не все , может быть , понимают ? Они питаются здесь , они чувствуют эту благодатную атмосферу , они ею живут . И моя грешная душа , - говорит он , - так же чувствует живительность этой атмосферы духовной и чувствует камень , чувствует скалу , на которую можно опереться , это постоянство , эту неизменность » . Она есть , как он верно подметил , только в Православной Церкви . За порогом храма иногда совершаются самые потрясающие перемены . Поколения сменяют поколения , государства исчезают , и на их месте другие появляются . А Церковь делает свое дело так , как делала его во времена апостольские , так , как она делает его теперь и будет делать его до конца , пока не кончится эта земная история человечества .

 

Если мы с вами перейдем к инославному вероисповеданию католицизма , то мы знаем , что его честные и искренние представители откровенно признают , что именно Православная Церковь хранит истину такой , какой она была при апостолах и Вселенских Соборах , а католицизм к ней прибавил нечто новое . Они считают эти добавления боговдохновенными , считают их догматами , но они признают , что именно Православная Церковь нерушимо хранит то , что в ней есть . А католицизм , как вы знаете , измыслил много нового . Нет времени говорить о нем подробно , вы сами знаете многие пункты , по которым католицизм отошел от Православия , отошел от подлинного христианства .

 

Лиха беда начало . Допусти что - нибудь новое , допусти какое - нибудь новшество , словно по наклонной плоскости , покатится камень , а жизнь показывает , как это страшно , как это опасно . Страшную трагедию католицизма мы с вами наблюдаем теперь . Когда - то философ , кажется , Вышеславцев , писал , вспоминая страшные годы жизни в Советском Союзе в первые годы после революции : « Много декретов издавала советская власть , много делала распоряжений . Как мы жили ? Жили мы тогда , когда мы их обходили , не исполняли , потому что исполнять - значит погибнуть » . И вот это мне все время вспоминается , когда теперь приходится слышать , что благочестивые католики , воспитанные в вере отцов , как раз и стараются сохранить прежнее и живут каким - то благочестивым стремлением , постольку , поскольку они совершенно не принимают нововведений католицизма , того разрушительного , что связано с так называемыми нововведениями самого так называемого римского первосвященника .

 

Вы сами видите , что тут делается , видите трагедию католицизма , который , казалось , стоял скалой нерушимой . Они ведь раньше всегда смотрели на нас сверху вниз , говоря , что у нас всегда какие - то волнения , нет единства , нет единения , нет одного центра , нет единой власти , а мы тверды , как скала . Вот как она рассыпалась , эта скала , или , по крайне мере , начинает рассыпаться теперь .

 

Что касается протестантизма , который появился как протест против тех , скажу прямо , безобразий , которыми осрамил себя католицизм уже ко времени средних веков , то он появился как здоровый протест против этих искажений правды . Но , увы , получилось так , что он протестовал - протестовал , да и отошел в другую сторону от истинного христианства , от Православия дальше , чем отошел от него католицизм . Если представить себе прямо и спокойно висящий маятник ( это будет Православие ) , а католицизм откачнулся куда - то в сторону от него , то протестантизм сделал качок в другую сторону , но не остановился там , где Православие , а , улетевши , оказался еще дальше .

 

Протестантизм порвал и со многим тем , что в католицизме еще хранилось . В протестантизме нет ни преемственности рукоположения , ни многих таинств , а отсюда и результат , что при таком отсутствии внутренней верности апостольскому учению , при таком произволе протестантизм дробится , дробится и дробится на секты , на толки , на всевозможные разветвления и разделения , друг друга иногда почти что исключающие и в крайних своих выводах доходящие почти что до полного отрицания христианства , до отрицания его основ . И Божию Матерь они не чтят и даже сомневаются в божестве Господа Иисуса Христа , то есть по существу совсем от христианских начал и верований отходят .

 

 

И вот эти - то трагедии инославных вероисповеданий и породили то явление , которое сейчас ядовитым соблазном предстоит перед многими душами , слабыми или недостаточно понимающими дело . Это то , что называют теперь « экуменизм » . Еще раз повторю , что нет возможности здесь говорить о нем подробно . Но скажу , прежде всего , вот что , в нескольких словах постараюсь указать на главный пункт его несостоятельности . Экуменисты говорят : мы призываем к тому , чтобы объединились , воедино слились все вероисповедования христианские . У каждого из них есть доля истины , они по - разному учат , по - разному говорят . И вот если они сольются , поделятся истиной , а заблуждения свои отбросят , тогда получится новая Церковь , истинная христианская в полном единении .

 

Как будто , опять - таки , довольно привлекательная перспектива . Но смотрите , какой ценой нам ее предлагают ? Нам , как и всем другим вероисповеданиям , говорят : у вас есть доля истины . Доля ! Это значит , что в нашем вероисповедовании , в нашей святой спасающей вере мы должны признать только долю , а остальное объявить заблуждением . Вот я и спрашиваю : какая совесть православная , какое сердце , душа русского православного человека согласится на подобную вещь ? В той спасительной вере , которой жили люди когда - то в древности , жили святые отцы , наши благочестивые предки , пламенел отец Иоанн Кронштадтский и великие наши праведники , объявить только долю истины , а остальное заблуждением ? Никогда , конечно , сознание православного человека , православная душа не согласится ни на что подобное .

 

Задержавшись еще немножко на этой схеме , мы с вами можем увидеть парадоксы экуменизма , которые указывают , опять - таки , на его несостоятельность при кажущейся некоторой внешней привлекательности . Прежде всего , чем вызвано это ? Конечно , тем , что мир переживает эпоху всяких потрясений и шатаний . Для того чтобы спокойно все это переживать , нужно иметь духовный фундамент . Разрозненное христианство , особенно разрозненные толки протестантизма , потеряли совершенно единство , потеряли силу , потеряли ощущение возможной связи с небесной торжествующей Церковью , о которой они и не думают , обращая свои взоры на землю , все толкуют , чтобы на земле Царство Божие устроить . И вот в этой - то перспективе находясь , они , как вы сами знаете , не могут истины обрести , потому что так она не находится .

 

Они думают , если сольются раздробленные , маловерные , малодушные разные толки и исповедования , то в единении они создадут нечто могучее и духовное , тогда как известно , что сколько нулей не складывай - все равно будет нуль . Экуменизм строится на утверждении , что все вероисповедания только отчасти правильные , и делается вывод , что если они соединятся , то получится новое учение , настоящее христианство . Но это парадоксально и неправдоподобно . А , кроме того , еще более неправдоподобна основная та идея , из которой он выходит , что на земле среди человечества нет никакой вполне истинной Церкви . Потому что если бы она была , то не нужен экуменизм , и просто все влились бы в эту Церковь . А экуменизм оттого и проповедует свое учение , что он считает , что никакой истинной Церкви , по - настоящему обладающей ее полнотой , нет , а есть только исповедания , группы людей , которые обладают кусочками , долями истины . Повторяю : для православного самосознания совершенно неприемлема такая постановка вопроса .

 Владыка Антоний когда - то указывал , что так называемая приспособляемость католического духовенства к пастве объясняется тем , что оно не паству поднимает наверх , а свою веру принижает до нее . А вот этого никогда не должен делать православный пастырь , миссионер , вообще тот , кому приходится говорить о вере . Излагай ее так , как она есть , во всей ее высоте , во всей ее чистоте , во всей ее светоносной , но строгости , не принижая и не отрубая , не усекая ее , повторяю , в угоду кому бы то ни было .

 

Один церковный писатель писал : « Был я недавно на диспуте православного миссионера с сектантом . Православный миссионер переспорил своего собеседника к торжеству , радости православных слушателей . Но , - говорит рассказчик , - я ушел с самым тяжелым чувством . Оперировали текстами Священного Писания оба противника и били друг друга текстами по голове , как палками . С каким - то недоброжелательством , с ожесточением , с недобрыми нотками . Это была именно борьба . Не христиански братолюбное обсуждение спорного вопроса с целью выяснить истину , раскрыть ее перед заблуждающимся , а именно желание победить во что бы то ни стало , и поэтому получился форменный боевик . И неизвестно , что было бы , - замечает рассказчик , - если бы сектант был более привычен к спору , более начитан , более силен в диалектике и логике . Неизвестно , что бы еще получилось . А вот нужно , чтобы собеседник , которому вы объясняете , чувствовал , что от Православной Церкви на него идет свет и тепло » .

 

И еще одно скажу православным пастырям . В особенности сейчас душа болит за молодежь , которая находится под ветрами самых различных противоцерковных , противорелигиозных , антиморальных влияний . Отовсюду на молодую душу обрушивается это как ураган . Что можно этому противопоставить ? Не только научение головы . А нужно , чтобы дети , молодежь , юношество почувствовали тепло и свет около Церкви . Есть такая молодежь , у нас тут есть , есть всюду , где только наша Церковь имеет свои очаги и гнездышки . Если молодежь почувствовала тепло и свет около Церкви , она уже наша . Но , увы , ее совсем немного . И нужно пастырям заботиться о том , чтобы именно молодежь привлекать и не просто логически ей что - то доказывать , а чтобы молодая расцветающая душа , повторяю , около Церкви почувствовала себя уютно , почувствовала себя дома , почувствовала тот свет и тепло , которые православная вера и Церковь вокруг себя распространяют . И вот когда молодая душа это почувствует , повторяю , она наша , потому что вкусивший сладкого горького не захочет .

Мне хотелось еще вот что сказать . Если мы с вами , конечно , как православные , как чада Церкви , и не подумаем никогда о том , чтобы примкнуть к такому экуменизму , который говорит , что истина у вас только отчасти , а в остальном вы заблуждаетесь , но встречаться с инакомыслящими нам все - таки приходится , придется и вам , будущим пастырям . Запомните , пожалуйста , что если придется беседовать с инакомыслящими , то тут нужно учитывать несколько обстоятельств . С одной стороны , как указывал покойный владыка Антоний , беседуя о нашей вере и предлагая ее истины инакомыслящим , нужно предлагать нашу веру такой , какая она есть , нисколько не снижая ее строгих точных требований и высоких начал в угоду кому бы то ни было - своему ли собеседнику или каким - то господствующим течениям .

А с другой стороны , с инакомыслящими беседуя , всегда нужно беседовать с известной теплотой , приветливостью , предлагая все это именно в духе любви . Как и говорил владыка Антоний : « Устраняй по возможности все , что может обидеть собеседника , оцарапать , оттолкнуть . Истины веры предлагай , как они есть , но чтобы это было согрето теплом искренней благожелательности » .